Что же такое барокко?
Барокко принято называть европейский стиль в искусстве и архитектуре 16-17 веков.
Для него характерны символы, внимание к деталям, преувеличение, эмоциональность, изогнутость линий.
Искусствоведы понятие барокко применяют для описания чего-то необычного, яркого, символизирующего некий отказ от основных пропорций и правил.
Такой термин появляется в следствии критики 17 века.
И до конца 19 века этот термин будет нести подтекст избытка, пышности, преувеличения.
В 1888 году барокко стали использовать как обозначение стилистического направления, а не как просто понятие, критикующее избыточность в живописи.
Стиль барокко своей эмоциональной насыщенностью смог оказать большое влияние на форму искусства, в том числе на скульптуру и архитектуру.
Очень ярко это направление выражалось в живописи.
История развития
Барокко приходит на смену ренессанса в скульптуре и архитектуре.
Происходит это на территории Италии.
В это время Италия претерпевает ослабление и истощение государства из-за внутренних войн.
В этот период хозяйничают иностранцы, но Италия все же смогла остаться культурным центром в Европе.
Чтобы всем доказать свое превосходство, им нужно было создать такой стиль, который бы подчеркнул мощь, роскошь и богатство.
В этот период денег особо не хватало на строительство пышных дворцов.
И вот в этот самый период появляется стиль барокко.
Он мог допустить иллюзию могущества и богатства с помощью живописи, а не дорогостоящих материалов.
Возведение шикарных дворцов было знати не по карману и представителям церкви.
Но все же они нуждались в подтверждении своей состоятельности.
И поэтому, высшие сословия обращаются за помощью к архитектуре и искусству.
Барокко возвышал их, и при этом стал набирать невероятную популярность.
Микеланджело Меризи да Караваджо
Основателем стиля барокко является Караваджо.
Он открыл главную особенность в этом направлении – это яркое освещение сцен из темноты.
Позже, эта отличительная черта будет являться общей в направлении живописи барокко.
Творчество Караваджо критиковали.
Были споры по поводу картин мастера на религиозную тему. Он хотел изображать людей без идеологии.
Художник хотел передать их не идеальность.
Благодаря Караваджо происходит уход от ренессансных традиций идеализма, в частности, это касалось религиозных сюжетов.
Отличительные черты и особенности стиля
В живописи барокко характеризовали динамичностью, которое наполнялось экстравагантностью, эффектностью.
Это все проявлялось в изогнутых линиях, ярком освещении, шикарной отделке.
Искусство барокко не располагало к раздумьям, оно старалось просто вызывало эмоции.
Важной особенностью являлось и изображение движений, порывов.
Костюмы людей развевались от ветра.
Другой особенностью являлся скрытый смысл, аллегория, которую понимал только образованный зритель.
Полностью барокко развили в южной части Западной Европы.
В то же самое время, на северной части создавалось более сдержанное и классическое направление.
Для барокко характерны непрерывное пересечение элементов и фигур.
К особенностям стиля можно отнести:
- драматизм цвета
- высокая эмоциональность и динамичные сюжеты, что конечно же привлекало внимание зрителя
-картины были без подтекста, прямыми
- развивается написание картин в жанрах пейзажа, портрета, натюрмортов
- резкость в контрасте между светом и тенью
Главное темой полотна являлось: преобразование, смерть, битва, любые формы показания действия и его последствия.
Живопись в барокко называли вершиной реализма европейского искусства.
Художники в стиле барокко преуспевали в реалистичности.
Портреты людей становились более яркими, эмоциональными, вычурными.
Как я уже говорила выше, самым известным художником эпохи являлся Микеланджело Меризи, или просто Караваджо.
В честь него даже назвали стиль в эпоху барокко – это караваджизм.
Последователи и подражатели мастера продолжали изображать на картинах буйность чувств, применяя натурализм.
Какими бы незамысловатыми не были сюжеты картин караваджистов, они были реалистичны.
Внимание уделяли объему, контрастности освещения фигур, игре тени и света.
В Испании барокко проявился более в строгой форме.
Самыми яркими представителями данного направления являлись Франсиско Сурбаран, Хусепе Рибер и Диего Веласкес.
Все эти мастера в основном писали свои картины на религиозную тему, кроме Диего Веласкеса.
Он увел испанскую живопись от стен храма.
Веласкеса можно считать мастером психологических портретов.
Его полотна выделялись детализацией, сложностью и много фигурностью.
Барокко в России
Петр I прилагал много усилий, чтобы приобщить Российский народ к европейской культуре.
Барокко в России задержалось надолго, но ярко проявило себя в архитектуре.
Петр I отправлял архитекторов и художников на учебу за границу, и при этом приглашал мастеров к себе, для обмена опытом.
Живопись в этот период освобождается от церковных сюжетов.
Художники пишут пейзажи, портреты, жанровые сцены.
Иван Никитин был первым живописцем, который побывал за границей.
Он три года прожил в Италии.
В его портретном творчестве выражались некоторые элементы стиля барокко.
Успех в создании портретов в стиле барокко достиг художник Иван Адольский.
Он обучал художников и иконописцев Москвы живописи и техники гравирования.
Известные мастера и их работы в стиле барокко
Караваджо.
В отличии от идеализации и классических форм человека, художники эпохи Возрождения изображали сцены и людей с их природными недостатками.
Питер Пауль Рубенс
Картина "Четыре реки рая".
Рубенс прославился своими картинами в религиозной, исторической и мифологической живописях.
Был известным портретистом, хотя не очень предпочитал такой жанр.
Писал прекрасные пейзажные жанры.
Рембрандт Харменс ван Рейн
Картина Рембрандта "Снятие с креста".
Рембрандт Харменс ван Рейн был единственным художником, который сделал портрет средством художественного самовыражения.
Именно он первым смог превратить автопортрет в автобиографию человека.
После него это повторил Ван Гог.
Художник стремился к естественности в передачи движения.
В самих его работах передавались черты барокко: драматичность, эмоциональные сцены, активное применение света и тени.
Андреа дель Поццо
Он был мастером монументальной живописи барокко.
Создавал эффектные росписи церквей и светских интерьеров.
В них исчезала граница между реальной и живописной архитектурой, подлинностью и нарисованным.
Барокко как яркий и узнаваемый стиль в эпоху раннего времени оказал большое влияние на искусство Европейцев.
Он смог принести в живопись насыщенность, реализм, динамичность и эмоциональность.
Именно благодаря этому, сейчас можно узнать работы барочных мастеров.
Надеюсь, наша статья была для Вас познавательной!
Творческих Вам успехов!