Кубизм – это направление живописи, которое зародилось в 1908 году во Франции.
В живописи кубизм появился примерно в конце 20 века и становится одним из способов развития модернизма.
История появления кубизма и первые творцы
В начале 20 века в живописи происходили масштабные революции.
Художники игнорировали условности академизма и реализма, свободно экспериментировали с формами, цветами и другими средствами.
В результате чего появляется ряд направлений в модернизме, одним из которых являлся кубизм.
В живописи кубизм проявился в одной из работ Пабло Пикассо "Авиньонские девицы".
Эту работу мастер создал под влиянием скульптора Поля Сезанна в 1907 году.
Фигуры были изображены контурно, при этом перспектива и светотени отсутствовали.
Задний фон художник раздробил на осколки разных форм.
Художник в работе применил нейтральные цвета.
По мнению искусствоведов, добавление масок являлось символом зарождения нового стиля в живописи.
В этот же период, Пабло Пикассо знакомится с художником Жорже Браком.
Жорже уже показал высокие результаты в фовизме.
Совместно они основали новое направление в живописи, которое в дальнейшем получило название кубизм.
Позже, к новому течению присоединились художники Фернан Леже, Мари Лоранс и Хуан Грис.
Со времен эпохи Возрождения, мастера старались более реалистично передать изображаемое.
Кубизм совсем ушел от натуральности, реальности, гармоничной передачи света и тени.
Главными чертами в творчестве первых кубистов становится создание плоского изображения в портрете, натюрмортах, вместо привычного объема.
Художники применяли различные фигуры для передачи абстрактности предметов, человека.
Формы казались простыми, незамысловатыми.
Портреты и натюрморты отображали суть, но не реалистичность изображения.
Сам термин появляется в 1908 году.
Критик Луи Воксель изложил свое мнение о картине Барака, назвав такое изображение “ кубическими причудами”.
Кубизм зародился во Франции.
Однако, это направление активно развивалось и в России.
Конечно же, кубизм не сразу приживается в мире искусства.
Он, как и многие направления, сначала подвергался насмешкам и критике.
А художники, работающие в данном стиле, очень заинтересовали прессу.
Натюрморты, портреты и другие жанры искусства являлись смелыми творческими экспериментами.
Особенности кубизма
Главной особенностью данного направления принято считать - отказ от объемных изображений реальности.
Работы в стиле кубизм узнают из-за их плоского изображения без перспективы и светотени.
Изображаемые предметы были нелогичны, деформированные, разбитые на разные части.
Портреты, натюрморты напоминают набор каких-то фигуры.
Такое направления искусства приобрело особую форму авангарда.
Здесь главную роль играли острые углы, прямая линия, нейтральные цвета.
Портреты, натюрморты не изображали реалистично, они больше напоминали пазл, который предстояло обывателю собрать.
Кубизм можно отнести ко многим направлениям в живописи.
Как развивался кубизм
Здесь мы можем выделить три периода развития:
Ринний период
Ранний период или его еще называют “сезановским” – это зарождение нового направления в искусстве живописи.
Оно проходило под влиянием творчества художника Сезанна.
Данный период примерно с 1907 по 1909 год.
На полотна мастер передавал объем с помощью цветов.
Мощное изображение еще не укладывалось в рамках плоского изображения.
Аналитический период
Он проходил с 1910 по 1912 года.
Здесь кубизм переосмысливали.
Цвета на картинах практически отсутствовали; формы были нечеткие, расплывались.
Наиболее характерной работой этого периода являлась картина Ж. Брака "В честь И.С. Баха".
В натюрмортах и портретах подача объектов идет более детализовано.
Предметы разбивают на части или геометрические формы.
Художник старается попасть в саму суть вещей с помощью дробления фигур.
Работы, написанные в этот период, можно отнести к показательным для кубизма.
Наиболее известными являются картина Пикассо "Бутылка и книги".
"Человек с кларнетом"
"Человек со скрипкой"
Синтетический период
Он попал на 1913-1914 года. Самый пик.
Работы уже более выразительны, яркие, декоративные.
Наиболее выделился Хуан Грис.
В этот период уже стараются передать на полотна не иллюзорные изображения, а более самодостаточные.
Популярными становятся коллажи, выполненные как из газет, либо цветной бумаги.
Некоторые художники полностью рисовали их, не применяя дополнительного материала.
К ярким представителям синтетического кубизма можно отнести Жоржа Брака и Пабло Пикассо.
Кубизм развивался, и оттенки становятся более схематичны.
Для передачи выступающего объекта, допустим в натюрморте, изображения на переднем плане делали в теплых, светлых тонах.
После окончания Первой мировой войны, Пикассо и Брак перестали вместе работать.
Каждый из художников внес свое влияние не только в кубизм, но и в футуризм, пуризм.
Художники и их известные картины
Пабло Пикассо "Три музыканта в масках"
Эта работа создалась в синтетический период развития кубизма, незадолго до перехода мастера в сюрреализм.
Здесь использовал художник яркие цвета, более четкие геометрические формы.
Персонажи в центре напоминают какую-то аппликацию из бумаги, которая наклеена на холсте.
Жорж Брак "Мандора"
Эта работа относиться к аналитическому периоду развития кубизма.
Тона нейтральные, мрачные.
На картине мастер изобразил мандору – это итальянский музыкальный инструмент.
Жорж Брак решил отказаться от яркости, остановив свое внимание на деталях и композиции.
Хуан Грис "Фантомас"
Это яркая работа синтетического периода развития кубизма.
Хуану Грису обязаны за разработку такой техники, как коллаж.
Абстрактность изображений переплетается с вырезками из журналов и газет.
Картина"Мужчина в кафе"
Художник очень хорошо применил яркие цвета и текстуру.
В этой работе применилась техника создания коллажа.
Именно его яркой тон в работах оказал влияние на творчество Ж. Брака и П. Пикассо.
Фернан Леже "Дама в голубом"
Работа была выполнена в ярких красках.
Полотно можно отнести к синтетическому кубизму и к более ранней абстракции.
Леже хотел передать внутренний мир женщины, ее характер, не заостряя внимание на детализации во внешности.
В заключении, хотелось бы отметить, что кубизм, лишенный реализма и логики, оказал противоречивое влияние на развитие живописи.
Он открыл новое восприятие и передачу реальности.
Показал, что мир можно увидеть более живописно, индивидуально.
Полотна были более эмоциональны.
А также, в кубизме происходит отказ от реалистичного и примитивного искусства.
Надеюсь, наша статья была для Вас полезной и интересно!
Творческих Вам успехов!