Лессировка — это очень интересная техника в живописи.
В ее основе лежит нанесение тонких, даже можно сказать полупрозрачных красок друг на друга.
После этого получаются переливающиеся, красивые цвета и оттенок чем-то напоминает глазурь или прозрачное стекло.
В процессе такой работы, нижний слой должен быть просохшим, иначе Вы получите просто смешивание красок, вместо лессировки.
Лессировка получила свое начало еще в XIV-IX веках. Ее художники использовали как финишную обработку картин.
Первые стали применять такую технику Тициан, Рембрандт Харменс ван Рейн.
Один из первых, кто усовершенствовал такую технику маслом был Ян Ван Эйк.
Старые мастера отработали способы письма лессировкой.
На холст наносили белый, либо телесный грунт.
Далее накладывали подготовительный рисунок, иногда добавляя моделировки типа сепии или туши. Все это покрывали лаком.
После высыхания лаком начинали работу лессировкой. Сначала накрадывали холодные тона, поверх их теплые.
Караваджо первым использовал почти черный грунт.
По сей день используют смешанные техники, сочетающие в себе пастозную и лессированную технику.
Смешанную технику порой доводили до завершения с помощью многократной лессировки, и только потом покрывали работу лаком.
Лак служит неким защитным слоем картины.
В эпоху Возрождения художники лессировку применяли сразу на полотне, накладывали один слой поверх другого.
Каждый следующий цвет изменял цвет нижнего. Выходил эффект цветного стекла.
В результате получаются насыщенные, мягкие тона.
Виды и особенности лессировки
Лессировку применяют не только в живописи.
Ее часто используют и в отделочных работах.
Наложение полупрозрачного слоя пигмента используют для окрашивания внутри помещения стен.
Лессировку применяют для того, чтобы:
-Получить более глубокий, сочный цвет, который не получится при простом смешивании красок.
-Повысить, либо понизить интенсивность ранее наложенных мазков на картине.
-Создать некий эффект прозрачности.
-Поменять тон ранее нанесенных мазков краски. Допустим, чтобы трава была более холодной, а небо теплых тонов.
Есть два приема нанесения краски: на не закрашенные участки полотна или на подмалевок.
В первом случаи, часто на картине будет видна структура холста, как в работе с акварельными красками.
Поэтому такую технику называют акварельной лессировкой.
Как делать лессировку маслом.
Для лессировки можно использовать любую масляную краску.
Обратите внимание, что наиболее лучшего результата Вы добьетесь за счет подмалевок.
Масляную краску предварительно нужно разбавить. Разбавитель подойдет любой.
Есть специальные разбавители без запаха, нежели тот же скипидар.
Для подмалевок масляная краска не должна иметь густую текстуру.
По консистенции должна получиться как жидкая сметана.
Для этого берем любой разбавитель и смешиваем в пропорции 1:1, либо 1:2 (все зависит то того, насколько прозрачную краску Вы хотите получить).
Краску наносим тонким слоем.
Когда краска остается на кисти, убирайте ее с помощью сухой тряпочки.
Лучше подмалевок делать за несколько дней до основного нанесения слоя краски, чтобы он смог высохнуть.
Масляные краски не используют для подмалевок картин, написанных акрилом, акварелью.
Подмалевок делаем без использования белил.
Делаем подмалевок очень быстро.
Лессировка маслом дает глубокое просвечивание слоем и имеет богатый колорит.
Краски смотрятся насыщенными, яркими, тени глубокие, а сама картина выглядит прозрачней.
Пользоваться такой техникой нужно аккуратно.
Для лессировки Вы затрачиваете гораздо больше времени в работе.
Начинающему художнику трудно удержать в голове готовое изображение, поэтому многие и не применяют такую технику.
Леонардо да Винчи применял технику лессировки. Это можно увидеть на его картине «Мона Лиза».
Лессировка акварелью.
При лессировки акварелью в качестве разбавителя используют воду.
Кисти.
Используйте кисти средней мягкости. Слишком мягкими кистями порой бывает тяжело смешивать краску.
Холст.
Если работу Вы выполняете только в лессированной техники, тогда нужно использовать прозрачную поверхность, типа холста.
Для накладывания тонких слоев подойдет холст и другие поверхности.
Накладываем краски.
Здесь существует два способа:
1) Если работа выполняется только лессированной техникой (без нанесения основного слоя).
Краску накладываем легкими движениями, предварительно ее разбавив.
При этом краска может течь и рисовать можно как по мокрому, так и по сухому.
2) При накладывании на основной слой. Работа будет выглядеть как растирка кисточкой по поверхности холста.
Не забывайте, что в данном случаи, основной слой должен высохнуть.
Техника рисования акварелью проста в исполнении.
Она подходит даже новичкам, но эффект от нее получается очень интересный.
Лессировка акварелью по сухому.
При рисовании акварелью по сухому, штрихи в работе остаются четкими, не будут расплываться.
Лессировка применяется для создания работ небольшого формата, в которых не будет много нюансов, деталей.
Отдельные объекты тоже будут выглядеть довольно интересно, правдоподобно.
Для их изображения используется послойная пропись с дальнейшей проработкой фона и мелких деталей.
За счет того, что первый слой будет более прозрачный, будет просто скрыть ошибки, если они появились.
Акварель по мокрому.
Потрясающе выглядят картины, написанные по мокрому.
Благодаря этому приему можно добиться интересных эффектов.
При работе по мокрому, мы можем создать самостоятельную картину и при этом подготовить фон для работы лессировкой.
Часто встречается такое сочетание.
Работу акварелью на мокрой бумаге применяют для изображения неба.
Краска, разбавленная водичкой, хорошо растекается по зернистой бумаге.
При этом образует абстрактные фигуры, которые будут напоминать очертания облаков.
Овладев определенными навыками, мы можем создать аккуратный, равномерный градиент.
Аля Прима.
Эта техника подразумевает работу акварелью по сырой бумаги.
Такие работы выполняют быстро. Краска свободна растекается, образует узоры.
Работы, выполненные в такой технике, будут выглядеть очень оживленно, выразительно.
Именно под такой красотой и кроется сложность.
Художник должен хорошо тренироваться, чтобы понять ту самую грань, когда нужно будет остановиться в добавлении новых оттенков и водички.
Со временем и приобретается опыт, без которого нельзя написать картину по сырому.
Лессировка смягчает объекты, уводя их при этом на задний план.
При помощи тонких слоев картина будет выглядеть более легкой, воздушной, как сама акварель.
Работая при помощи такой техники, мы можем добиться просто неожиданных результатов.
Надеюсь, наша статья была для Вас полезна, и Вы попробуйте использовать лессировку в своих работах.
Не бойтесь изучать что-то новое!
Пишите картины, ведь они так прекрасны.
Творческих Вам успехов!