История импрессионизма
Импрессионизм – это масштабное, переломное направление в искусстве конца XIX начала XX столетия.
Многие историю живописи делят на период до появления импрессионизма и после.
Данное течение заложило основу изобразительного искусства XX века со всеми авангардными стилями.
Для современных мастеров идеи импрессионистов были как глоток свежего ветра, ворвавшегося в мир салонной живописи и увядающего академизма.
Импрессионизм сравнивают с трепетом листвы, бликами от солнца на морской ряби.
Суть этого метода заключается в показании изменения окружающей реальности.
Импрессионисты делали свои картины более живыми, уходя от статического изображения.
Они хотели показать в работах изменение воздуха, света.
Художники старались поймать ускользающие мгновения и запечатлеть эти моменты в своих работах.
Термин импрессионизм - означает впечатление.
Журналисту Луи Леруа такая манера казалась небрежной.
Он назвал свою статью о Салоне Отверженных, где были представлены работы первых импрессионистов, "Выставкой впечатленцев".
Леруа язвил и острил над работами, но со временем термин прижился в кругах и стал искусствоведческим.
Теперь его используют без иронии.
Дело даже не в том, что импрессионисты начали писать свои работы с определенными особенностями в стиле.
Они предлагали по-новому посмотреть на мир, выйдя из стен студии.
Веками художники писали портреты, какие-то сюжетные полотна и пейзажи в студиях.
В связи с чем, было ограничение в передачи естественного света.
Чтобы передать на холст мимолетные впечатления, импрессионисты выходили на пленэры.
В это же время появляются краски в тюбиках, что позволила мастерам творить на улицах.
Они писали мир таким, каким его видели непосредственно в момент создания.
Но оказалось, что стандартные методы живописи не могут подойти для таких работ.
Пришлось разработать особую технику.
Ее суть заключалась в:
- отказ от четкости контура
- частичная детализация и прорисовка
- отказ от нанесения полупрозрачной краски поверх основного цвета
- применение этюдных мазков
- не смешивали краски
Особенности импрессионизма
Рассматривая работы импрессионистов, можем выделить общие черты:
- Акцент на главных моментах.
Смотря на картины, зритель как будто бросает взгляд в толпу, либо на природу, ловя силуэты, эмоции, краски, образы.
- Конкретика во времени и месте.
Это как мгновение здесь и сейчас, учитывая погоду, время суток, освещение.
-Сиюминутное изображение.
Кажется, что в работах мир оживает, речки текут, люди куда-то идут
- Жизненность в сюжете.
Так как импрессионисты старались поймать мгновение, они уходили от академизма.
Главными сценами для работ являлись пейзажи, повседневная жизнь.
Импрессионизм в живописи
Живописцы отказались от использования палитры и создавали сами оттенки, нанося их мазками, преимущественно чистые цвета друг к другу.
Черную краску старались не использовать, создавая темные участки с помощью визуализации эффекта.
Поэтому на импрессионистские работы смотрят не с близкого расстояния.
Однако новаторство было только частью изменений, которые смог принести импрессионизм в живопись.
Когда солнышко светит нам в глаза, мы начинаем щуриться, от этого меняется восприятие.
А если небо более хмурое, мир становится четким.
Это явление показал в своих работах “Стога сена” художник Клод Моне.
Импрессионисты ломали все шаблоны.
Допустим, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок.
Русский импрессионизм
Русский импрессионизм отличается от французского изображением деревенского вида и особой композицией.
Давайте разберемся, почему так произошло и что в итоге позаимствовали русские художники.
Самая первая выставка импрессионизма состоялась в 1874 году.
За год до этого, Париж посетил Илья Ефимович Репин и Василий Дмитриевич Поленов.
Там они находились до 1876 года.
Репину искусство французов особо не понравилось, но при этом импрессионистов он выделил как что-то интересное и новое.
В то же самое время, в России зарождается школа национального искусства и появляются передвижники.
В обществе царит особое настроение:
Пока французы наслаждались природой, прудами, в России художники хотели менять реальность, которая их не совсем устраивала.
К 1880 году начинает влиять на всю школу русской живописи.
Цвет.
Передвижники поднимают актуальные темы, но сначала их живопись была академической.
В картине “Бурлаки на Волге” художника Репина, не чувствуется простор, Волга изображена условно.
Пленэры.
У русского художника рано появляется понимание того, что природу лучше писать на природе.
На картине “Грачи прилетели” мы наблюдаем, что художник Алексей Саврасов написал ее не в студии, а уже на открытом пространстве.
Хоть визуально еще это не считали за импрессионизм.
Пленэр становиться культом у русских мастеров после знакомства с открытиями французских коллег.
Отказ от контура.
Русские показывали объем с помощью цвета.
Если посмотреть на работы Моне, его предмет будто растворяется в пространстве, а в русском импрессионизме он остается весомым.
Этюды.
Первые русские импрессионисты Коровин и Серов не смешивали краски на холсте.
Им было важно передать жизнь и свежесть, не засушив при этом свои работы.
Поэтому они показывали, как ложиться краска, какие оставляют следы от кисти.
Картины носили этюдный характер.
Их обвиняли сначала в лени, якобы они не хотели доводить работы до конца.
Отсюда и появился главный признак в русском импрессионизме — это картины, которые были похожи на этюд, с трепетными мазками.
Знаменитые художники-импрессионисты
Первый нотки импрессионизма прослеживались в работах Эжен Делакруа и Уильяма Тёрнера.
Так же огромное влияние внесли Эдуард Мане и Клод Моне.
Это два великих импрессиониста.
Их знакомство произошло на выставке, когда Мане поздравляли с успехом Моне.
Но эта нелепая ситуация и положила начало их дружбе.
Большое влияние внесли: Камиль Писсарро, Гюстав Кайботт, Берта Моризо.
Русские художники-импрессионисты
Илья Ефимович Репин.
Начал показывать импрессионизм находясь в Париже.
На картине “Дама, опирающаяся на спинку стула”, мы можем наблюдать, что фигура дамы проработана художником детально.
Но в смешанных красках на фоне, воспроизводящих декорации Парижа, можно почувствовать первые отголоски импрессионизма.
Когда Репин вернулся в России, он возвращается к импрессионистическому колориту в пейзажах, портретах.
Все это произошло из-за критики работы "Садко".
Валентин Александрович Серов.
В картинах Серова отображается не только впечатление от увиденного самим художником, но и состояние его души.
В картине “ Площадь святого Марка в Венеции” мы можем наблюдать холодные серые тона.
Это говорит о тяжелом душевном состоянии художника.
Несмотря на мрачность палитры, работа является эталоном в импрессионизме.
В ней Серов запечатлел реальный мир в подвижности и изменчивости, смог предать свои мимолетные впечатления.
После поездки в Италию, Валентин Серов создает свою знаменитую картину "Девочка с персиками".
Серову было тогда всего 22 года.
Но он смог на одной картине совместить несколько жанров: портрет, натюрморт и пейзаж за окном.
Константин Алексеевич Коровин.
Импрессионизм в его работах можно наблюдать с создания картины " Портрет хористки".
Когда Репин впервые увидел эту картину, он не сразу поверил в то, что ее написал русских художник.
Сам же Коровин начинал писать свои картины в импрессионизме еще в студенческую пору.
Только благодаря более опытному художнику Василию Дмитриевичу Поленову, Константин Алексеевич узнал, что применяет технику французов.
В Абрамцево произошло знакомство Константина Алексеевича с Валентином Серовым.
Благодаря этой встречи, работы Коровина приобретают светлые, легкие черты импрессионизма.
Это мы можем наблюдать на картине "Открытое окно. Сирень".
Игорь Эммануилович Грабарь.
Он перенял многие техники французских живописцев XIX века.
Используя приемы импрессионистов, в своих работах Грабарь показывает абсолютно русские бытовые сюжеты и пейзажные мотивы.
Грабарь изображал суровую зиму в деревне теми же пастельными цветами, что и Моне рисовал писал цветущие сады Живерни.
Игорь Эммануилович любил рисовать на полотнах иней.
Он даже создал целую коллекцию работ, которые состояли из множества набросков, созданные в разное время суток и в разную погоду.
Сложность заключалась в застывании краски, поэтому он работал быстро.
Но именно благодаря таким трудностям, он смог передать свои впечатления и момент, которые являлись главной идеей импрессионизма.
Стиль Игоря Эммануиловича многие называли научным импрессионизмом.
Так как он придавал значение воздуху и свету на полотне, а смог создать много исследований о передачи света.
Александр Михайлович Герасимов
Он был одним из учеников Серова и Коровина, который смог перенять у своих учителей экспрессивный мазок, этюдную манеру письма и яркую палитру.
Он прославился за счет портретов Сталина и Ленина.
Но при этом, Герасимов продолжал работу в импрессионистических пейзажах, которые были ему по душе.
Работа “После дождя” показывает зрителю передачу мастером воздуха и света на картине.
Этому мастерству он обязан своим знаменитым учителям.
Юрий Иванович Пименов.
Ярким представителем неклассического импрессионизма являлся Юрий Иванович Пименов.
Одной из известных его картин становиться “Новая Москва” написанная в 1930 году.
В данной картине Пименов отразил социальное изменение жизни города, которые вдохновляли мастера.
Смотря на картины мастера, можно проникнуться любовью к советским кварталам, новоселью людей, запечатленные в импрессионизме.
Творчество Пименова доказало, что у всех новшеств, привезенных из других стран, есть свой уникальный и особенный путь развития.
Возможно, многие не связывают Серова, Пименова, Коровина и Герасимова с импрессионизмом.
Но на выставке в "Музеи русского импрессионизма" в Москве, которая состоялась в 2016 году, их произведения находились под одной крышей.
Надеюсь, наша статья была для Вас интересной и полезной.
Возможно, кто-то из Вас захочет попробовать себя в импрессионизме.
Творческих Вам успехов и прекрасных работ!