Введение
Монументальная живопись – это древний вид искусства, который возник на заре цивилизации человека.
В Древнем Риме, Древнем Египте, да даже в Древней Греции росписи служили украшением стен дворцов,
частных домов, а также общественных зданий.
Во времена эпохи Возрождения настенные росписи можно было увидеть в церквях, жилищах знати.
В советские времена монументальная живопись была украшением станции метро, общественных учреждений.
Основной техникой в монументальном искусстве является фреска, которую в совокупность с мозаикой
и витражом еще называют монументально-прикладное искусство.
Роспись стены и потолка берут своё начало с незапамятного времени.
До нас и сейчас дошли оттиски культуры времени Палеолита.
Большое количество наскальной живописи находят в разных местах.
Они являются источником вдохновения мастеров в течении тысячелетий.
Если изучать древнюю культуру, можно встретиться с работами монументальной живописи.
Они нам могут рассказать о труде человека, его жизни, и даже войнах древних стран.
Настенные фрески, которые создавались в Египте, даже сейчас завораживает взгляд
своей уникальностью, совершенством.
Техника декоративного расписывания стен передавалась поколениями Египта.
Тем самым сложились некоторые правила в изображения животных, человека, каких-то событий.
Возникла даже стилистика в их изображении.
В конце 5-4 в.до.н.э. в Древней Греции искусство пыталось найти способ, чтобы передать эмоции
человека, героический мотив переплетался с лирикой в композициях.
Культура Рима развивалась и это послужило неким толчком в развитии убранства жилищ и архитектуры.
Более систематический характер начинает отображать роспись потолка и стен.
Римляне применяли живопись и для украшений фасада зданий.
В середине века благодаря влиянию церквей на жизнь людей появляется новый виток в европейской искусстве.
Духовность в изображении объединяется с декоративностью.
Начинает активно развиваться церковь.
Шло время, а настенная живопись выполняется не только в храмах, а уже и в интерьерах,
поменялся сюжет, он становится светским.
Происходит развитие в альфрейной живописи – это роспись потолков, стен, элемента лепнины.
Выполняется такая роспись по сухой поверхности штукатурки.
Расцветом художественной росписи потолка и стен считают времена барокко.
В период модерна начинает развиваться больше графика, а настенная живопись постепенно
уходит на второстепенный план.
Здесь уже в отделках интерьера преобладают более сложные узоры, и орнаменты.
А как только появились обои, к отделке стен с помощью фрески стали прибегать гораздо реже.
Однако, в СССР монументальная роспись стен из церковных интерьеров переместилась
на стены заводов, помещения фабрики, театры, Дворец культуры.
Монументальная живопись становится ключевым звеном всей художественной культуры.
Монументальная живопись в современное время
Сегодня монументальная живопись преобладает в частных интерьерах.
Монументальные разновидности в живописи более активно продолжают применять и
для экстерьеров и интерьеров зданий.
Происходит изучение новых материалов для работы с данной техникой.
Фреска, как более сложная и трудоёмкая техника, переходит в более изменённом варианте.
Это живопись по сухой поверхности штукатурки, её еще называют "Асекко".
Данная техника помогает создавать изображения, которые будут более стойкими к внешней
среде в промышленных городах.
Монументальная живопись преодолела очень продолжительный путь, и она развивалась
вместе с развитием человека.
Скорее всего такое творчество будет существовать и дальше.
Главное, чтобы потомки сохраняли чувство к прекрасному.
Виды монументальной живописи
Выделяют три ключевых вида монументальной живописи.
Фреска – это произведение в настенной живописи, которое выполняется красочкой, разведённой
чистой водой, по штукатурке.
Разновидности фрески:
- альфреско – работа по сырой и свежей штукатурке
- фреско а секки – работаем по сухой штукатурке
- граффити – работа выполняется с помощью аэрозольного баллончика, который наполнен краской
- сграффито – работы выполняется послойно, краска наносится на штукатурную поверхность, и
процарапываются нижнии слои, которые отличаются по цвету.
Мозаика – работа выполняется из различных кусков камня, керамической плитки, которые
потом закрепляют в слое грунта.
Витраж – это целое произведение декоративного искусства. Выполняется из разноцветного стекла.
Витраж применяют для окрашения окон, дверей, каки-то прозрачных перегородок.
Свет, который проходит через витраж, приобретает окрас стекла.
Это придаёт в интерьере особую обстановку.
Монументально-декоративная живопись
Монументально-декоративная живопись – это живопись, которая основывается на украшении
отдельных архитектурных форм.
Произведения в монументально-декоративной живописи делают в плоском ключе.
В отличии от монументальной живописи, она напрямую не связывается с архитектурой.
Реставрация монументальной живописи
Свет, изменение температуры, влажность всё это будет оказывать особое воздействие на
сохранность монументальной живописи.
Реставрация – это некий комплекс мероприятий, который направлен на восстановление состояния
произведения искусства, способный по максимуму приблизить его к первозданному виду.
Если говорить простыми словами, то реставрация нужна для возвращения прежнего облика произведению искусству.
Мастера проводят следующие работы:
- укрепляют красочный слой и штукатурный грунт
- удаляют с поверхности загрязнения, потемнения, плесень если есть.
- тонируют утраченный красочный слой
-наносят новый защитный слой.
Вот такая сегодня у меня получилась статья!
Надеюсь, она оказалась полезной для Вас.
Всего Вам доброго и творческих успехов!