Введение
Каждый из нас, скорее всего, ходил в кружок, где выжигают по дереву.
Либо у кого-то из Вас дома есть досточка с красивым рисунком, которая бережно хранится.
Всё это пришло к нам из прошлого.
Пирография – это техника, которая применялась в декоративно-прикладном искусстве, либо художественной графике.
Во времена Викторианской эпохи она служила неким досугом для дам и даже кавалеров.
В журналах печатали фотографии, старались развить новый вид искусства.
Пирографию даже считали частью высокого тона, на ровне с поэзией и ездой верхом.
В начале 19 века эта техника стала особенно популярной в странах Европы, Австралии, и даже США.
Для работы применяли специальное приспособление, которое называли горячая кочерга.
Применять огонь люди стали практически сразу, как только научились сами его добывать.
Сначала рисунки делали угольком, а уже гораздо позже человеку пришла в голову мысль разогреть
иглу и с помощью неё нанести рисунки.
Первый прибор для выжигания появляется столетием позже.
Он напоминал предмет, похожий на аэрозольный баллон, который заполняли бензином либо спиртом.
С помощью груши происходил процесс нагревания и наконечник разогревался.
Вторая вспышка успеха прослеживается в середине XX века.
Производство в промышленном плане приборов началось в 1973 году.
С этого периода технику пирографию узнали все.
Советские девчонки и мальчишки имели у себя дома деревянные досточки, на которых был
нанесён неровный набросок рисунка.
Для работы им нужна была всего лишь доска, острый инструмент и источник тепла.
Специальную ручку нагревали, чтобы она могла проколоть древесину.
И наносился контур.
Могли сделать работу цветной, с помощью краски по дереву.
Готовую работу покрывали с помощью лака
Такие незамысловатые рисунки в технике пирография служили украшением рам для зеркала,
шкатулок, кухонных баночек, и даже украшали мебель.
Какие бывают виды выжигания?
- Выжигание контурное.
Такое выжигание подойдёт для начинающих мастеров.
В нём нет ничего сложного.
На деревянную поверхность наносится только один контур выбранного рисунка.
Этот способ напоминает в какой-то степени рисунок карандашиком по бумаги.
Ручку выжигателя держат так, чтобы только кончик наконечника касался деревянной поверхности.
Таким способом делают надписи.
А уже после освоения техники, можно переходить на выжигание с помощью штрихов.
- Выжигание силуэтное.
Данная техника заключается в полной штриховке людей, растений, либо животных.
Создаётся гладкая чёрная поверхность, без царапин, белого пятна, ямочик.
- Выжигание светотеневое.
Светотеневое выжигание еще называют художественным.
В этом способе сочетаются два предыдущих вида, основываясь на светотеневых понятиях.
Нужно не просто выжечь объект по контуру, но и придать ему объём, учитывая светотеневой закон.
Для того, чтобы передать текстурность предмета, применяют различную штриховку и тушёвку.
Прежде чем начать работу, нужно представить какой будет у композиции характер.
Будет работа выполнена на плоской доске, либо это будет объёмное изображение.
В зависимости от выбранного, будут и различаться способы выжигания.
Способы выжигания
- Плоское.
В данном способе изображение и фон будут находится на одном уровне.
Выразительное изображение рисунка будет достигаться с помощью разнообразных линий,
и затемнения штриховкой, точкой.
Выжигают работу сразу в разных частях изображения.
На некоторое время оставляют первый кусочек, переходят ко второму, а потом опять возвращаются к первому.
Это нужно для того, чтобы не допустить промежуточных прожигов, которые могут возникнуть
от нагревания близлежащей части дерева.
Выжигая прямые линии шрифт держать нужно наклонно, а если линия или точка кривая, тогда перпендикулярно.
- Глубокое выжигание.
Здесь фон углубляется, а рисунок остаётся на уровне плоской доски.
Сначала вокруг выбранного изображения выбирают две ямки так, чтобы получить узкую кайму,
облегающую границы рисунка.
Дальше углубляют фон.
Для этого применяют широкий ножевидный шрифт.
Кладут его плоско, выжигают делая что-то вроде надреза куска древесины.
Старайтесь, чтобы поверхность у фона была гладенькой.
После чего, обжигается остальная кайма.
И тогда рисунок постепенно выступает над фоном.
Далее, переходят к последней отделке.
Применяют обычный шрифт, либо ножевидный.
После того, как заканчивают обжигать рисунок, переходят на фон, придают нужную фактуру.
Выбираем прибор для выжигания
Можно выделить два основных типа выжигателя по дереву – это паяльником (у него твёрдое перо),
и петельное (перо как петля).
Давайте с Вами рассмотрим выжигание паяльником.
Данное устройство выглядит вот таким образом:
Он чем-то напоминает обычный паяльник, где наконечник будет сделан из латуни.
Внутри находится нихромовая проволока.
Такой прибор подойдёт для начинающих мастеров и для деток.
На таком приборе удобно менять насадку.
Выжигатель паяльниковый подойдёт для создания тени, градиента, завиточков или линий.
Петельный выжигатель выглядит вот таким образом:
Его относят к более профессиональному.
Наконечник будет выполнен из нихромовой проволоки.
В комплекте с прибором есть иголки запасные.
Они подходят как для создания петелек другой формы, так и для замены сломавшейся иглы.
Как выбрать дерево
Для работы подойдёт клён, дуб, либо светлый сорт орехового дерева.
Иногда применяют каштан либо липу.
Учитывайте то, что, если поверхность основы будет смолистой, она может затруднить прохождение шрифта.
Смола может загрязнять наконечник, что может стать одной из причин поломки.
Цвет играет важную роль в готовом выразительном изображении.
Чем светлее фон, тем более интересным получится конечный результат.
Если у вас поверхность будет тёмная, тогда рисунок может потеряться.
Выбирайте основу с ровной поверхностью, без шероховатостей, чистую.
Подготавливаем основу
- Сначала мы древесину очищаем при помощи наждачки.
- После того, как поверхность стала чистой, мы её шлифуем, используя плотный кусок тряпочки,
предварительно смоченный в меловый порошок и разведённый водой.
- Такой процесс повторяем не менее двух раз.
Это позволит нам убрать неровности, и поверхность получится гладенькой.
Небольшие советы для работы
Если Вы начинающий мастер по пирографии, лучше всего предварительный эскиз изобразить
карандашиком на поверхность.
Не торопитесь поднести рабочее перо сразу к поверхности древесины.
Лучше хорошенько разогреть прибор.
Если у Вас новый прибор, попробуйте им поработать на другой поверхности, чтобы привыкнуть,
понять какую нужно прилагать силу.
Выжигания лучше начинать с внешней линии, и постепенно переходить к самому рисунку.
Детали на второстепенном плане выжигают последними.
Не бойтесь начать!
Выбирайте простые картины, а уже когда набьёте руку, можно переходить на более сложные картины.
Сегодня пирография не ушла в прошлое.
Есть мастера, которые её применяют и создают интересные работы, которые достойны музея.
А ведь создаются такие шедевры благодаря одному раскалённому наконечнику.
Техника пирография благоприятно влияет на внутреннее состояние человека.
Она развивает фантазию.
И каждая Ваша работа будет интересной и уникальной.
Рисунки могут быть как простыми, так и сложными.
И процесс выжигания по дереву – это всегда интересно и весело!
Вот такая сегодня получилась у меня статья!
Творческих Вам успехов!