Абстракционизм - это направление, которое отказалось от простого изображения явлений или предметов в живописи, графике, скульптуре, заменив это сочетанием
цветовых пятен, геометрических фигур и линий.
Нет точного определения основной черты и сути в абстракционном искусстве.
Немного об истории
Абстракционизм в искусстве обнаружили в древности.
Еще в Южной Африке были обнаружены самые первые абстрактные изображения на стенах в пещерах.
Они были изображены в форме обычного орнамента.
Искусство в древности представляло большой спектр абстрактных изображений, которые были в большей степени связаны с религиозностью первобытных людей.
Символы и орнаменты мы можем увидеть во многих культурах древнего мира.
Как зарождался абстракционизм
Абстракционизм зародился примерно в 1910году в Европе.
Многие художники перестали видеть в реальной жизни вдохновение, не интересовались реальными предметами.
Сыграло большую роль и появление фотоискусства, которое предавало все моменты объекта лучше, чем художник.
Абстракционизм стал продолжением кубизма и футуризма. Эти направления увели творческое искусство от предмета к абстракции.
Картинам К. Моне приписывают первые шаги в формировании абстракционизма, как уже более самостоятельного направления в живописи.
Основная идея абстракции – простые качества живописи также важны, как цвет, форма и изобразительные качества объекта.
Абстракционизм в живописи
Абстракционизм в живописи стал символом начала в новой эпохе.
Эпоха абстракционизма подразумевает полный уход от ограничения и рамок к свободе самовыражения.
Художники уже ничем не связаны, они могут писать не только животных, людей, что-то бытовое, но и излагать свои мысли, ощущения, какие-то эмоции.
При этом используют абсолютно любые формы самовыражения.
Абстракционизм, как и другие жанры, долгое время высмеивали и подвергали цензуре и обсуждениям.
Противники считали такое искусство бессмысленным.
Однако, прошло время, и абстракция существует на равных правах с другими формами искусства.
Представители абстракционизма
Самыми яркими представителями считаются:
К.С. Малевич
В.В. Кандинский
М.Ротко
Основатели этого направления, при создании своих шедевров, опирались на новые философские и научные теории.
Василий Васильевич Кандинский
У истоков создания абстракционизма стоит Василий Кандинский.
Он, как и многие русские художники, находился в поиске самого себя, изучал и познавал труды иностранных творцов, увлекался новыми стилями.
При таком бесконечном поиске Кандинский хотел найти ответ на вопрос, как уйти от форм в живописи.
И в один прекрасный момент он смог найти ответ на свой вопрос в своей мастерской.
Погрузившись в размышление, Кандинский вдруг заметил странную картину, на которой было ничего не понятно.
Но при этом ее красочность смогла вызвать в нем глубокое переживание.
Здесь художник и осознал, что смотрит на свое полотно, которое было повернуто на бок.
Такое озарение в дальнейшем и легко в три его основные формы абстракции: импрессию, композицию и импровизацию.
Казимир Северинович Малевич
Казимир Малевич смог удивить мир своим черным квадратом.
Художник пробовал себя в разных направлениях, он не собирался мириться с канонами и в 1915 году пришел к теории супрематизма.
Она стала центром для русского авангарда и смогла выражаться в комбинировании обычных геометрических фигур.
Внешне казалось, что это просто фигуры на плоскости, например круг, прямоугольник или квадрат.
Они собирались в композицию, либо изображались отдельно.
А при детальном рассмотрении таких картин, человек мог увидеть сложные переходы одного тона в другой, в каждой фигуре.
Малевич использовал свои приемы в наложении одного тона на другой, по которым его картины легко отличали от подделки.
Благодаря таким переходам создавалось впечатление, что внутри фигуры происходит какое-то движение.
Марк Ротко
Марк Ротко из большинства геометрических фигур выделил одну — это треугольник, названный цветовым полем.
Такие поля изображали большого размера, чтобы можно было оказать наибольшее влияние на зрителя.
При создании цветового поля Марк Ротко применял уникальный стиль.
Он наносил много слоев самодельной краски, при этом своим способом оформлял края работы.
В картинных галереях его работы выставляли без рамок и при этом применяли специальное освещение.
Все это было необходимо, чтобы во время просмотра зрителя ничего не отвлекало от получаемых эмоций.
Яркие и сильные эмоции зрителя и художника были целью, ради который Ротко писал свои работы.
И ему это удавалось. Зрители могли растрогаться, либо засмеяться при просмотре его работ.
Основные направления абстракционизма
Абстракционизм, по мере своего развития, разделился на несколько направлений, в каждом из которых были свои представители.
Цветовой абстракционизм
В работах художники играют с оттенками, цветами, ставя при этом акцент именно на восприятие сознанием смотрящего.
Это мы можем встретить в работах К.Моне и Тернера. Они применяют цвет для того, чтобы отделить искусство от реального мира.
Картины художников Ф. Купки, К. Моне, В. Кандинского являются образцами цветовой абстракции.
Криволинейная
Ее ассоциируют с кельтским искусством.
В нем тоже применяли абстрактные мотивы, такие как простые символы, линии, незамысловатые узоры, спирали.
Многие культуры раннего периода применялся кельтские орнаменты в течении долгого времени.
Такие мотивы отслеживали в странах Европы.
Геометрическая
Геометрическое абстрактное искусство появилось где-то в 1908 году.
Ранняя форма считается кубизм.
Он отвергал линейную перспективу и пространственную глубину, сосредотачиваясь при этом изображении плоского предмета.
Геометрический абстракционизм известен многим как искусство без предметов.
Именно его ассоциируют с абстрактным искусством.
Эмоциональная
Эмоциональная абстракция — это некое соединение разных стилей с уходом к натурализму.
Стремление к натуральности, более реалистичной передачи света и цвета, отображающейся на полотне.
Эмоциональная абстрактность чаще обращалась к натурализму, в отличии от геометрической, которая в свою очередь не поддерживает академизм и природность.
Сюда можно отнести художников М. Ротко, И. Танги, подходят некоторые работы В. Кандинского.
Минималистическая абстракция
Минимализм стал попыткой возродить авангардное искусство.
В основе лежит изображение формы и цветов, без отображения внутреннего содержания.
Абстракционизм в современности
В настоящее время абстракционизм развивается в новых формах и движениях.
Основы абстракционизма, которые когда-то заложил Кандинский, развивают современные художники, создавая новую реальность.
С помощью абстракционизма в искусстве появилась возможность экспериментировать с цветами, изображением формы и перспективой.
Проходят года и даже десятилетия, но абстракционизм все еще остается актуальным.
Он активно развивается и проникает в разные области искусства, такие как мода, архитектура и т.д.
Несмотря на хаотичные формы, цвета и линии, картины в стиле абстракционизм создают общую и целиком воспринимаемую зрителем композицию.
Элементы абстрактного искусства хорошо вписываются в современные интерьеры.
Надеюсь наша статья была для Вас полезной и интересной!
Можете попробовать себя в абстрактном искусстве, ведь оно очень интересное и занимательное.
Творческих Вам успехов!